Изображение-«Здесь каждая вторая женщина — ведьма. У тебя завтра хуй стоять не будет»

«Здесь каждая вторая женщина — ведьма. У тебя завтра хуй стоять не будет»

Как ведьмовство стало символом женского сопротивления против российского вторжения в Украину

25 января 2024 года DOXA признали «нежелательной организацией».

Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.

Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.

Многие считают ведьму украинской национальной героиней. Её образ описан Николаем Гоголем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», Орестом Сомовым в «Киевских ведьмах», Григорием Квиткой-Основьяненко в «Конотопской ведьме». «У нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, — все ведьмы», — писал Гоголь в «Вие».

Сегодня украин_ки, которые идентифицируют себя как ведьм, активно участвуют в антивоенном движении. Рассказываем, как важный для Украины образ ведьмы стал символом национального сопротивления российскому вторжению.

«Ведьма была террористкой своего времени»

Хотя часто в литературных произведениях ведьмы описаны в сатирическом ключе, в реальности судебные процессы против них на протяжении многих лет отражали серьёзные социальные проблемы. Говоря об охоте на ведьм, многие в первую очередь думают о её религиозных аспектах, иронизируя над мифами о сношении ведьм с дьяволом и суевериями крестьян, обвиняющих соседок в море скота или затяжной засухе. Нередко преследование ведьм объясняют «средневековым невежеством», хотя как на Западе, так и в Восточной Европе пик охоты на ведьм на самом деле пришёлся как раз на Новое время, когда оформлялись концепции научной рациональности, формировались национальные государства, а также укреплялся капитализм.

Исследовательница Сильвия Федеричи в своей книге «Калибан и ведьма» подробно описывает, почему охота на ведьм была выгодна государству как институту, а сами ведьмы представляли для него и правящего класса угрозу.

Федеричи сравнивает преследование ведьм с современной «борьбой с терроризмом»: обвинения так же часто были сфабрикованными и использовались для усиления государственного контроля и запугивания населения

В ведьмовстве чаще всего обвинялись повитухи, знахарки, небогатые или просящие милостыню женщины. Первые владели знаниями о средствах контрацепции и прерывании беременности, чем мешали государству удерживать контроль над демографией и воспроизводством населения. Вторые внушали опасение своим высоким авторитетом среди крестьян. Небогатые женщины, как и слуги, вызывали у правящего класса тревогу за прочность собственного статуса и богатства: чувствуя, что они становятся причиной недовольства у подчинённых или бедных слоёв населения, господа нередко начинали подозревать их в ведьмовстве.

Известно немало случаев обвинений в ведьмовстве женщин, которые приходили в богатые дома за материальной поддержкой и не получали её. Вскоре после ухода просящей женщины в доме якобы начинали происходить странные вещи: либо хозяева теряли часть своего состояния, либо испытывали проблемы со здоровьем или деторождением.

В книге «Ведьмовство в России и Украине 1000–1900» исследовательницы Валери Кивельсон и Кристин Воробец приводят множество примеров того, как обвинения в ведьмовстве были симптомами злоупотребления властью или классового напряжения. Охота на ведьм в России и Украине не была такой масштабной и жестокой, как на Западе, но сходство между ними всё равно было: ведьм или колдунов часто судили за то, что они угрожали авторитету господ или самого государя. Как отмечают Кивельсон и Воробец, иногда самого факта противостояния слуг господам было достаточно для обвинения, поскольку нарушение социального порядка казалось правящему классу настолько неестественным, что, по его мнению, могло быть достигнуто только с помощью колдовства.

background imagedonation title
Мы рассказываем про военное вторжение России в Украину, протесты и репрессии. Мы считаем, что сейчас, когда десятки медиа закрылись или перестали освещать войну, доступ к независимой информации важен как никогда.

Охота на ведьм в Украине

Яркий пример преследования ведьм в Украине — процесс в городе Кременец над служанкой Мотроной в XVIII веке. Незадолго до обвинения Мотроны её госпожа оправдала сыновей служанки в споре с другими крестьянами. Свидетели предположили, что Мотрона добилась оправдания своих детей с помощью колдовства, и в доказательство привели слова другой служанки о том, что Мотрона уже подчинила своей воле госпожу, а если «подчинит и господина, то ей останется бояться только Бога». Мотрону признали виновной в колдовстве и приговорили к смертной казни. В России и Украине смертные приговоры по делам о ведьмовстве были редкостью: как правило, ведьм и колдунов судили не за само предполагаемое владение колдовскими способностями, но за нанесённый обвинителю ущерб, а смертную казнь заменяли штрафами или избиением. Чаще всего к смертному приговору приводили обвинения в ведьмовстве, которые были связаны именно с угрозой иерархии.

Гетман Брюховецкий
Гетман Брюховецкий

Так, в 1666 году гетман Иван Брюховецкий без суда приказал сжечь несколько женщин за то, что они якобы наслали на его семью болезни и бесплодие. Инициированная им охота на ведьм неслучайно совпала с кризисом власти: приближенные к Брюховецкому казаки были недовольны его лояльностью царю Алексею Михайловичу. Брюховецкий поддержал Московские статьи 1665 года, благодаря которым Левобережная Украина стала владениями русского царя. Несмотря на попытки удержать свою власть и высокое положение, Брюховецкий закончил свою жизнь печально. Желая сохранить лояльность казаков, он всё же отвернулся от русского царя, но сделал это слишком поздно — в 1668 году гетман погиб в результате казацкого восстания.

«Война против Сатаны»: как украин_ки переприсвоили образ ведьмы после российского вторжения

Обвинения в ведьмовстве и связи с дьяволом и сейчас остаются для государства удобным инструментом запугивания и дискредитации. 25 октября вышла статья помощника секретаря российского Совбеза Алексея Павлова «Что варят в “ведьмином котле”», в которой он утверждает, что «наибольшие зверства» в русскоязычных регионах Украины творили «фанатики» с «идеями, далёкими от здравого смысла, морали и традиционных религиозных учений». Ранее, в мае, «Южная служба новостей» сообщила, что в Мариуполе украинские военные якобы проводят «сатанинские обряды» и практикуют чёрную магию. «Они практикуют зрелищные ритуалы и обряды отовсюду, начиная от ведьмовских шабашей и заканчивая воинскими традициями американских спецназовцев», — прокомментировал новость доцент философии Евгений Эгильский. Наконец, 4 ноября замглавы Совбеза Дмитрий Медведев заявил, что цель России в войне с Украиной — "остановить верховного властелина ада, какое бы имя он ни использовал — Сатана, Люцифер или иблисИблис – в исламе нечестивый дух, отец шайтанов. Был проклят Аллахом за то, что отказался поклониться земному Адаму. С тех пор Иблис и его потомки пытаются сбить все человечество с истинного пути.".

При этом украин_ки успешно присваивают себе образ ведьмы как освободительный, а также используют магические практики для антивоенного сопротивления. В конце марта украинские ведьмы провели коллективный обряд на победу Украины и крах Путина. «31 марта, в 29 лунный день, день порч и проклятий, мы, ведьмы Украины в содружестве с зарубежными коллегами, проведём ритуал наказания врага украинского народа — Владимира Путина», — заявили в инстаграме создательницы киевского магического магазина «Ведьмин котел». До этого советник Офиса президента Украины Алексей Арестович прокомментировал успехи ВСУ на фронте в своём фейсбуке: «Обращение к украинским боевым ведьмам и ведуньям: девочки, так держать».

«Так, як відьма скаже»

После начала полномасштабного вторжения России в Украину украинская поэтесса Людмила Горова написала стих-заклинание «Враже», в котором пророчит врагам Украины гибель и несчастья. «Мы все были в страшном оцепенении. Особенно те, кто не мог сразу дать “ответ” врагу, как я. Я написала “Враже“ как терапию для себя, пытаясь справиться с болью. Другого способа выразить свои чувства не было», — объяснила поэтесса. Позже украинская группа Енджі Крейда выпустила на стихи Горовой одноимённый трек.

Как война изменила музыкальную индустрию в Украине

Музыкальная военная революция

Как вторжение РФ навсегда изменило украинскую культуру

Изображение-Музыкальная военная революция
Владимир Энцо
Владимир Энцо

В тексте говорится, что врагов постигнет участь, которую уготовила для них ведьма: «Сколько сделаешь шагов по Украине, столько твоего рода поляжет в гробу». Песня стала очень популярной: на официальном YouTube-канале группы клип на неё набрал почти восемь миллионов просмотров. По мотивам текста украинские волонтёрки сделали календарь «Так, як відьма скаже», где снялись в ведьмовских образах. Выручка от продажи календаря идёт на нужды ВСУ.

Изображение-image-c694300b6b90e0462ed4b5a3f6dd1c2685d35580-1358x960-jpg

Ведьма в этом календаре представлена как символ эмпауэрмента — это образ, помогающий поверить в торжество справедливости и скорую победу. Вне зависимости от того, действительно ли человек верит в то, что ведьма может нанести реальный урон врагу, она становится олицетворением силы духа и предупреждением врагам. Например, в начале вторжения житель_ницы Конотопа встретили российских солдат предостережением:

Ты вообще знаешь, где ты находишься? Это Конотоп, здесь каждая вторая женщина — ведьма. У тебя завтра хуй стоять не будет

Железная Ведьма

Иногда ведьма становится не просто воплощением надежды или возмездия, но и символом самой Украины. В своей статье «Украинские комиксы и война в Украине» исследовательница Светлана Пидопрыгора анализирует, как различные авторы осмысляют в комиксах и графических романах войну на Донбассе. Во многих из них появляются супергерои, которые встают на защиту Украины: киборги, хранители, а также Железная Ведьма. Комикс «Тато.Книга 1. Кузня зброї» рассказывает историю 14-летней Марины, чьё взросление приходится на Евромайдан и вооружённые столкновения на Донбассе. Во снах девочке является Железная Ведьма, которая предрекает Украине страшное будущее. Впоследствии Марина понимает, что Железная Ведьма — это война. Как пишет Пидопрыгора, «Железная Ведьма предстает как мстительница, защитница, женщина-воительница и украинская богиня войны, которая несёт смерть врагам и защищает украин_ок».

Отождествление Родины с женщиной, в особенности с матерью, довольно типично в культуре: оно прослеживается и в советской «Родине-матери», и во французской «Свободе, ведущей народ», и в воительнице Германии. Эти образы нередко имеют налет воинственности: например, аллегорическая Германия на многих изображениях одета в доспехи и держит в руках меч. Однако образ ведьмы переворачивает привычный нарратив о матери-защитнице, которая, даже несмотря на некоторые «нетипичные» для традиционного представления о женщине черты, всё равно является уважаемой фигурой, наделённой авторитетом и властью. В то же время ведьма как фигура, исторически притесняемая и демонизированная, но при этом внушающая страх врагам и государству, становится точным символическим воплощением Украины: она не теряет своей силы, несмотря на угнетённое положение.

Как ведьмовство озвучивает утраченные истории

Продолжение ведьмовских традиций и внимание к ним могут не только давать силы на борьбу, но и способствовать восстановлению утраченных практик и историй. Американская писательница и феминистка Филлис Чеслер писала: «Женщины в иудео-христианских традициях — дочери без матерей», имея в виду тенденцию к стиранию женской истории и вытеснению из неё женских практик, в которые могут входить ведьмовство, травничество, повивальное искусство и многое другое.

Особенно сохранение такого наследия важно для представитель_ниц угнетаемых этничностей, чьи традиции нередко высмеиваются. Например, деколониальной практикой может быть шаманизм для якутов, бурят и кыргызов, а также вуду — для африканцев, кубинцев и гаитийцев.

В ситуации, когда российские политические и общественные деятель_ницы неоднократно повторяют, что Украины не существовало вместе со спецификой ее культуры и истории, именно восстановление уникальных народных традиций может сыграть большую роль в защите национальной идентичности.

Изображение-image-eca3266df6d0d018a860c8253874b4a4830aafb3-1536x864-webp

После полномасштабного вторжения России в Украину вышла книга украинской писательницы и ведьмы Мадам Памиты «Книга магии Бабы Яги». В ней она собрала десятки славянских магических практик, некоторые из которых узнала от своей бабушки, которая занималась свечной магией. В книге Мадам Памита в том числе рассказывает о магическом смысле вышиванки — традиционной украинской одежды, которую надевают не только украин_ки, но и сторонни_цы Украины на антивоенных демонстрациях. Исторически во вышитые узоры вкладывали различные значения: защиты, фертильности, благословения. Сам процесс вышивания также сопровождался ритуалом: за работой украин_ки напевали специальные заклинания. Мадам Памита с начала войны регулярно занимается вышиванием:

С начала войны я вышиваю, как сумасшедшая, это мой способ добиться защиты для украинцев. Во время работы я также делаю визуализации: представляю огромную волну, которая обходит стороной украинцев, но вытесняет российских солдат из Украины. Это для меня как терапия

Комментируя выход своей книги после войны, писательница сказала: «Книга вышла в самый нужный момент».