Изображение-The Sims — 25 лет. В этой игре я впервые узнала, что секс может быть между женщинами

The Sims — 25 лет. В этой игре я впервые узнала, что секс может быть между женщинами

Это помогло мне осознать свою квирность

8 февраля 2024 года DOXA внесли в реестр «нежелательных организаций».

Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.

Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.

4 февраля 2000 года вышла игра The Sims. Вместо конкурентных стратегий этот симулятор предлагал пользователь:ницам построить свой мир с людьми, которые ходят на работу, строят планы и заводят отношения — прямо как в реальной жизни. Но что особенно бросалось в глаза — в The Sims были возможны отношения между людьми одного гендера. Для тех, кто впервые познакомился с этой игрой в детстве, она могла стать одним из первых переживаний, связанных с сексуальностью. Именно так произошло с Алисой.

Мне было восемь, когда двоюродная сестра дала мне диск с загадочной сине-черной обложкой. Я не была заядлой геймершей, но эта игра увлекла меня: ее смысл был в том, чтобы создавать людей, строить им дома и жизнь.

Уилл Райт, создатель The Sims, называл ее «виртуальным кукольным домиком», а сама идея пришла ему после того, как его реальный дом уничтожил шторм в 1991 году. После премьеры The Sims в феврале 2000-го года игра три года подряд занимала первое место в топе по количеству продаж.

Но моя настоящая обсессия началась, когда мне достался пиратский диск с The Sims 2, вышедшей в 2004 году. Во второй версии мир игры стал еще детализированнее за счет новой 3D графики, большего разнообразия в конструкторе домов и самих персонажей, которые теперь росли и старели с течением времени. Мои симы были разными версиями меня: в одной я была младенцем, в другой — молодой женщиной, в третьей — пенсионеркой.

The Sims 2 заменил мне секс-просвещение, которого не было ни дома, ни в школе.

Из игры я впервые узнала, что такое секс, или woohoo, как говорят персонажи на их собственном языке — симлише. И хотя нам никогда не показывают, что именно происходит между симами, мы видим лишь шатающуюся кровать и фейерверки над ней, поразило мое воображение другое: вуху был возможен между людьми одного гендера.

До этого я видела на экране лишь скрытые намеки на квир-отношения: держащиеся за руки солистки группы «Тату» или Кэти Перри, поющая I Kissed A Girl по MTV. Я не знала, что гомосексуальные люди есть и тем более не могла представить, что я — одна из них. The Sims дал мне эту возможность.

Изначально директоры компании, выпускавшей игру, отказались делать в ней квир-отношения. Но в команде разработчи:ц появился новый сотрудник, который не знал о решении и поэтому оставил версию кода, в которой были возможны романтические действия между симами одного гендера. Так, в 1999-м году на выставке гейм-дизайна в Лос-Анджелесе в демо-версии The Sims случился лесбийский поцелуй, который моментально сделал The Sims хитом и заодно изменил решение компани насчет квир-репрезентации — ее оставили.

Сексуальность в The Sims особо примечательна тем, что у персонажей нет строго предписанной идентичности. Рассматривая The Sims через квир-теорию, исследовательница Миа Консалво отмечает, что «симы могут быть асексуальны, а могут вести бурную сексуальную жизни без предубеждений; ни гомосексуальности, ни бисексуальность не показаны как девиация». Выбор вступать или не вступать в романтические отношения не зависит от гендера симов, а определяется только их действиями, поэтому среди фанато:к игры есть мнение, что все симы по дефолту бисексуальны.

Большую часть аудитории этой игры (около 60%) составляли женщины, что необычно для гейминдустрии нулевых. Однако The Sims повлиял и на миллионы мужчин, которые отложили big f*cking gunsБольшие чертовы пушки. и тоже принялись создавать семьи и подбирать занавески в свой ЗD кукольный домик, отмечает социолог игр Чарльз Полк.

Вместо классического игрового соперничества The Sims создал утопическое гендерно равное пространство и дал геймер:кам свободу разрабатывать собственные сценарии и даже расширять возможности игры с помощью модов, созданных пользователь:ницами. Например, один из самых известных модов WickedWhims добавляет в игру естественную наготу и сцены секса.

Леваки запрещают шутки:

Какие шутки нужно запретить (и нужно ли)?

Рассуждает комикесса и редакторка DOXA

Изображение-Какие шутки нужно запретить (и нужно ли)?
Шура Гуляева
Шура Гуляева

Я перестала регулярно играть The Sims в старшей школе, но, оказавшись в эмиграции, снова установила ее. Рассказывая о разработке игры, ее автор Уилл Райт вспоминал, как сам потерял дом. Это стало для него поводом посмотреть на свою жизнь со стороны и оценить: из чего вообще состоит моя повседневность? Как много вещей мне на самом деле нужно для жизни? Переезжая в новую страну, где нужно обживаться с нуля, ты невольно задаешь себе похожие вопросы.

Конечно, The Sims можно рассматривать как зеркало жизни при позднем капитализме, в котором отражаются главные ценности неолиберализма: зарабатывание денег, потребление товаров, создание семьи. Разработчи:цы с самого начала заявляли, что The Sims — пародия на культуру бесконечного потребления, а к первой игре даже предлагали список для чтения с либертарианской литературой по социологии и экономике. Но зачем играть в то, от чего хочется на стенку лезть в реальном мире?

Однако воображаемый симс-мир дает гораздо больше пространства для свободы, чем нынешняя реальная жизнь.

В этом мире гендер и сексуальность могут меняться так же легко, как прическа и одежда. На Reddit я наткнулась на комментарий, идеально описывающий это свойство: «Я меняю мужчин, которых встречаю в игре, на буч-лесбиянокМаскулинная лесбиянка, от английского butch — брутальный., поэтому у меня мир, в котором все лесбиянки».

Для меня The Sims останется комфортной игрой, в которой я могу ненадолго представить альтернативный мир без диктаторо:к, войн, ксенофобии и патриархата. Мир, в котором радужный флаг — это просто предмет декора для дома, а не политическое заявление.