Изображение-Россией управляют ужасно дремучие люди

Россией управляют ужасно дремучие люди

Или они умнее молодых и активных россиян:ок? Или все-таки мы умнее?

25 января 2024 года DOXA признали «нежелательной организацией».

Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.

Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.

Весь прошлый год мы рассказывали о том, как государство в России пытается быть креативным. Мы писали о патриотических играх с бюджетом в сотни миллионов рублей, о футуристической выставке «Россия» на ВДНХ и даже о SHAMAN’е.

У вас наверняка возник вопрос:

А ЗАЧЕМ?

Ищите ответ в колонке Никиты Рязанского.

Есть стойкое убеждение, что Россией управляют ужасно дремучие люди.

Они не умеют пользоваться интернетом и хотят везде построить храмы. Отправить сообщение по электронной почте для них — уже достижение. Отчасти это так, но лишь отчасти.

Сейчас государство создает особый мир под названием «креативные индустрии»

Там оно активно поддерживает любые прогрессивные начинания. Можно запускать стартапы, заниматься современными технологиями и искусством — при одном условии: не лезть в политику. «Креатор:ки», которые это условие выполняют, с комфортом пишут песни или код — в оккупированном Крыму или в одном из десятков креативных кластеров по всей России.

Международный день йоги на крыше IT-парка Башира Рамеева, открытого в Казани в 2022 году. Каждый вечер на здание парка в центре города проецируется флаг Татарстана, который сменяется флагом России.
Международный день йоги на крыше IT-парка Башира Рамеева, открытого в Казани в 2022 году. Каждый вечер на здание парка в центре города проецируется флаг Татарстана, который сменяется флагом России.
Пресс-служба IT-парка Башира Рамеева

Власть в России вообще делает многое, чтобы сделать жизнь граждан:ок комфортной.

Удобные «Госуслуги», дистанционная оплата налогов, быстрые банковские переводы. Онлайн можно записаться к врачу, пристроить ребенка в детсад и даже подать заявление в ЗАГС.

Государство обладает компетенциями и для того, чтобы развивать «креативные индустрии».

Главный идеолог «креативности» — Сергей Кириенко, бывший глава «Росатома». Сейчас он курирует одновременно:
  • крымский арт-форум «Таврида» и сеть одноименных образовательных кластеров по всей стране;

  • молодежное «Движение первых», на чьих мероприятиях полученные «креативные компетенции» можно применить в патриотических целях;

  • благотворительный Фонд президентских грантов, который спонсирует одобренные властью проекты;

  • флагманскую премию Russian Crеative Week, которая такие проекты награждает;

  • фабрику пропагандистского контента «Институт развития интернета», который доносит нужную информацию до тех, кто хочет ее только потреблять, а не производить.

Профессионал:ки создали систему, которая воспитывает новых профессионало:к. Образцовый пример работы этой системы — Ярослав Дронов, SHAMAN. Как бы мы к нему ни относились, стоит признать, что он профессионал: окончил консерваторию, участвовал в той самой «Тавриде», смог найти свою нишу, буквально за два года стал главным брендом «патриотической» эстрады.

SHAMAN стал известен не потому, что государство решило его раскрутить, а потому, что встроился в «креативную» систему и доказал, что будет полезен власти.

Изображение-image-0f85a1fb8f76696228dbe4d573074792402e3509-3000x1915-jpg
Российская креативная неделя
Он как был комсомольским лидером, так и остался им. […] Добиться решения крупных вопросов можно, только будучи лояльным начальству и встроенным в систему,

— рассказывает о Кириенко его знакомый. Не случайно, что из переснятого финала «Слова пацана» вырезали сцены о том, как комсомольцы варят джинсы и пьют в бане. Пропагандистские миллионы от «Института развития интернета» нельзя тратить на стеб над советским молодежным движением. Напротив, его нужно воскресить, но под новым именем.

Креативность в России — это современные технологии + политический конформизм. Надо знать современные тренды и даже изобретать новые, но не претендовать на политические изменения. Не требуется даже быть безоговорочно лояльным. Достаточно всего лишь уметь молчать.

Сергей Кириенко и глава «Росмолодежи» Ксения Разуваева. Она окончила РАНХиГС, курировала работу фестивалей «Территория смыслов», «Таврида», «Балтийский Артек». В 2017 году руководила дирекцией по подготовке и проведению XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в РФ, в 2018 году — дирекцией по проведению Года добровольца (волонтера) в России. В 2021-м стала главой Росмолодежи.
Сергей Кириенко и глава «Росмолодежи» Ксения Разуваева. Она окончила РАНХиГС, курировала работу фестивалей «Территория смыслов», «Таврида», «Балтийский Артек». В 2017 году руководила дирекцией по подготовке и проведению XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в РФ, в 2018 году — дирекцией по проведению Года добровольца (волонтера) в России. В 2021-м стала главой Росмолодежи.
РИА Новости

Креативность и технологичность, несмотря на всю свою привлекательность, не всегда помогают двигаться к лучшему.

Часто они не просто не мешают государству быть консервативным, а позволяют эффективнее решать насущные задачи. Например, VK — удобная соцсеть, с помощью которой ФСБ следит за пользователь:ницами. На «Госуслугах» удобно отправлять повестки в военкомат. В «Яндексе» удобно собирать персональные данные, чтобы отследить местоположение и завести уголовное дело.

Государство использует технологии против нас. Но мы тоже можем взять технологии на вооружение

Например, журналист:ки с помощью соцсетей подтверждают данные о погибших российских военных в Украине. Проект «Вывожук» помогает политзаключенным сбежать из-под домашнего ареста, пользуясь открытой информацией о системах контроля ФСБ и погранични:ц. В конце концов, благодаря городским камерам видеонаблюдения мы смогли получить доказательства военных преступлений армии РФ в Буче.

Кто делает «Вывожука»?

Как художник дима старовер начал вывозить из России людей, которым грозит тюрьма

«Вы думаете, что к вам никогда не придут. Но рандом работает как рандом»

Изображение-Как художник дима старовер начал вывозить из России людей, которым грозит тюрьма
Пипиточка
Пипиточка

Я сам хочу продолжать заниматься тем, что мне нравится. Кроме того, что я журналист, я исследователь искусства и сейчас живу в России. Государственные институции, тем более «креативные», дают много возможностей, и для меня всегда стоит вопрос: могу ли я пойти на компромисс?

Но стоит понимать, какова цена этого компромисса. Ведь он должен давать возможностей больше, чем отнимает. Чтобы не позволить государству встроить вас в систему пропаганды, нужно разобраться, как эта система работает

Именно для этого мы пишем о концертах SHAMAN’а, провластных выставках и инновациях в журналистском образовании. Мы хотим понять, как защитить творчество от «креативности», а свободу — от изящного принуждения к конформизму.

Пять материалов Никиты Рязанского о «креативных индустриях»