Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
В 2014 году несколько русскоязычных изданий выпустили гневные статьи о японском художнике-любителе, который нарисовал мангу о Чеченской войне под названием «Шамиль Басаев. Легендарный старт». В 2018 году дагестанские активист:ки, которых в республике называют «полицией нравов», сорвали фестиваль «АниДаг» в Махачкале. В 2010-е в Северной Осетии действовали «æгъдауХотите узнать, что значит и как звучит это слово? Посмотрите это видео-патрули», которые останавливали прохожих из-за «неформального» внешнего вида.
И в то же время об аниме записывают подкасты популярные комики, в городах проходят фестивали и даже персонаже:к традиционного эпоса изображают в манга-стилистике. В колонке для DOXA автор под псевдонимом Эвон дает почувствовать, как в сегодняшнем Владикавказе взаимосвязаны увлечение аниме, споры о традиционной культуре и последствия военных конфликтов.
- РедакторРедакторДенис Шалимов
- ИллюстраторкаИллюстраторкаSandy
- 18 апреля 2024 г.
«Сумерки» и Нартский эпос
«Я пытался быть Эдвардом Калленом [из “Сумерек”]. Вы не выкупаете всю контрастность ситуации: на Кавказе, в Осетии, в маленьком ортодоксальном селе, — шутит стендап-комик Чермен Качмазов из села Ногир в Северной Осетии. — У меня пахан [отец], когда увидел эту прическу, бля, он такой: “Давай ты либо сам с деревни ебанешь, либо я звоню Вольтури [влиятельному вампирскому клану из мира “Сумерек”]. Так нельзя”.
Я же еще прокисший майонез ел, чтобы бледный цвет кожи был»
В сольном концерте «ДО» Качмазов вспоминает, как, будучи подростком, не мог разделить свой интерес к «Сумеркам» и аниме с окружающими из-за гендерных стереотипов. Но сейчас «ДО» собрал в ютубе больше 600 тысяч просмотров, а в комментариях комика называют «Министром по аниме и “Сумеркам” Республики Северная Осетия». На личном канале Качмазов выкладывает шоу «Четверг Кошмаров», где вместе с соведущим Зауром Дзукаевым и гость:ями обсуждает «любимое, стыдное, новое аниме», распаковывает наборы с фигурками из манги и даже создает свои истории.
Объединение «Северо-Кавказский Современный Культурно-Филологический Исследовательский Институт» в аниме-стилистике изображает исторические события и образы из мифов. Один из их постеров посвящен взятию дагестанского аула Гуниб, где Имам Шамиль сдался захватчи:цам во время войны Русской императорской армии с Северо-Кавказским имаматом (1817–1864). Именно взятие Гуниба стало точкой в войне, после которой большая часть территорий нынешних республик Северного Кавказа оказалась под контролем Российской империи.
Другой пример — постер с Шатаной, героиней Нартского эпоса, распространенного у многих народов Северного Кавказа. Шатана там выступает как стойкая и принципиальная женщина, не поддающаяся на хитрости соперни:ц. Для осетин:ок Нартский эпос — одна из культурных основ общества. Изображения по его мотивам можно встретить по всему Владикавказу: на муралах, в интерьерах кафе, на стенах частных домов.
«Нефоры» и «æгъдау-патрули»
Встретить фанато:к аниме на улицах города тоже можно. 2022 год, весна. Посреди частных домов работает кафе с квадратным внутренним двором и маленьким самодельным озером. Это не редкость для Владикавказа, наоборот, такие дворики распространены и располагают соседо:к проводить время вместе.
На входе в зал — стенды с корейскими K-Pop айдолами, значками китайской компьютерной игры Genshin Impact и геро:инями популярной японской манги: haikyuu! , hunter x hunter. На веранде проходит дефиле косплееро:к, участни:цы демонстрируют костюмы и отыгрывают персонаже:к из аниме. Количество посетитель:ниц — около ста человек в день — удивляет и меня, и самих организаторо:к события.
«А это уже не первый фестиваль! Мы ходили и в дворец пионеров, там около 300 человек было», — рассказывает знакомая в ответ на мое удивление. Фестиваль Ichi–Ni–San первый раз состоялся в 2022 году и с тех проходит ежегодно в местных кафе, а в 2024-м впервые прошел и в Нальчике, в Кабардино-Балкарской республике.
Во Владикавказе организатор:ки Ichi–Ni–San не сталкивались с прямым давлением, но в соседних городах такие случаи были. Например, в 2018 году фестиваль «АниДаг», уже седьмой по счету в Махачкале, отменили из-за требований «полиции нравов». Последняя действовала не как централизованное движение, а разрозненно. Многие объединялись в соцсетях в группы, напоминавшие популярный паблик «А.У.Е.» с цитатами о правилах жизни, отношениях с женщинами и братстве между мужчинами. До «АниДага» по запросам «полиции нравов» отменяли концерты Егора Крида и Ольги Бузовой.
В Северной Осетии тоже есть что-то вроде «полиции нравов» — «æгъдау-патрули». Изредка они действуют и сейчас, но расцвет движения пришелся на 2010-е. Тогда «æгъдау-патрулями» называли себя те, кто отстаивали «осетинские традиции», останавливая на улице людей в необычной одежде или с цветными волосами, мужчин с длинными стрижками. Присвоить идею «æгъдау» пытался и совет «Стыр Ныхас» — общественное движение, которое критикуют за морализм и отсутствие «внимания к насущным проблемам» в республике.
Активист:ки, которые продвигают осетинскую культуру, отмечают, что одно из положительных проявлений æгъдау — развитие горизонтальных связей. Например, в одном из подкастов осетинского телевидения «Крылья TV» краевед Алик Пухати говорит о связи между æгъдау и «хионизмомВ негативном ключе можно перевести на русский как «кумовство», в позитивном — как «сильные горизонтальные связи».», от осетинского слова «свой». С соведущим Батразом Сидамоном и гостьей, предпринимательницейФатима и Дзера Кусовы — соосновательницы пространства «Лампа» во Владикавказе, обе они были среди бесланских заложни:ц и проводят в том числе мероприятия, связанные с памятью о теракте. и активисткой Фатимой Кусовой они обсуждают ее попытку построить большое родословное древо и познакомить всех его участни:ц между собой. Ведущие и гостья шутят о стереотипах, которые окружают «кавказский нетворкинг»: «Ты понимаешь, что ты создала огромную коррупционную схему, которая не дает Кавказу развиваться? Вот во всей России коррупции нет, а мы на Кавказе как черное бельмо со своими кланами!». На самом деле именно объединение в сообщества помогает осетин:кам, когда они уезжают жить в Москву и другие места.
Привычка к самоорганизации проявилась и в сентябре 2022 года, когда житель:ницы Северной Осетии помогали огромной очереди у Верхнего Ларса пережить сутки на горном серпантине. Тогда объединились люди совершенно разных взглядов: сотрудни:цы республиканского МВД; осетин:ки, которые, наоборот, бежали из Цхинвала во время пятидневной войны между Россией и Грузией в Южной Осетии; те, кто вернулись во Владикавказ после жизни в Москве, Петербурге или Европе. В осетинском обществе принято учитывать и такие проявления æгъдау и поэтому не ставить знак равенства между «æгъдау-патрулями» и теми, кто придерживается традиций.
Когда вернется с войны сосед по подъезду?
И вот на фестивале Ichi–Ni–San идет во владикавказском дворике дефиле с манга-персонаж:ками ХисокойНе знаете, кто это? Смотрите на картинку выше. Там слева направо: Кирико, Курапика, Хисоко. Все они персонажи аниме hunter x hunter. и Курапикой, мы восхищаемся париком от Насти Fox и обаянием косплеерки Кирико. По городу тем временем разговоры о бытовом соседствуют с вопросами о том, когда с войны вернется сосед по подъезду. Вспоминают и о тех, кто уже не вернется и останется на Восточке — владикавказском кладбище.
Среди самих косплееро:к больше всего тех, чье детство выпало на нулевые. Родившись после войны в Пригородном районе и юге, пережив траур по погибшим во время схода ледника в Кармадонском ущелье и в теракте в Беслане, в манге они с детства могли отвлечься от сложных реалий. Сейчас на аниме-фестивалях, показах фильмов Хаяо Миядзаки или мультсериала «Сейлор Мун» можно встретить даже бывших участни:ц «æгъдау-патрулей».
В оппозиционных медиа Северный Кавказ часто описывают лишь как зону насилия и убийств на почве чести. Государство, напротив, стремится привлечь туда туристо:к. Россиян:ки в условиях затрудненного доступа за рубеж все чаще ездят на курорты Северной Осетии, Дагестана и соседних республик. Местные активист:ки стараются рассказывать им об истории и культуре без излишней экзотизации и «джигитов с папахами», тем самым разрушая привычный нарочито маскулинный образ Кавказа. Это не отменяет проблем внутри республик, похищений ЛГБТ+ людей и других «неугодных». Но, как и эта колонка, показывает, что Северный Кавказ больше и сложнее, чем его привычный образ. А многие его житель:ницы находят возможности сочетать то, что со стороны кажется несовместимым.
Например, общество Северной Осетии отличается сильными горизонтальными связями. Но это явление не сводится к стереотипу о «клановости». Наоборот, и аниме-фестивали, и интерес к семейной истории, и волонтерская помощь в сложных политических ситуациях — все это его проявления. Люди объединяются и помогают друг другу продолжать жить, в том числе посреди войн и их последствий.
- «Крылья PODCAST» — подкаст об экономике, истории, культуре Северной Осетии от «Крылья TV», республиканского телевидения.
- Rajdian — авторский телеграм-канал Алика Пухати про Осетию: экономика, краеведение, политика.
- PAN CAUCASUS — телеграм-канал с собранием архивных фотографий из Северного Кавказа и других республик, которые входили в СССР.
- @skskfii — объединение «Северо-Кавказский культурно-филологический институт». Создают мерч на основе сказаний и культурных феноменов.
- @womenofossetia — телеграм-канал о женщинах в истории Северной Осетии.