Изображение-Хотите научиться чему-то в новом году?

Хотите научиться чему-то в новом году?

Делимся подборкой бесплатных образовательных курсов (и помогаем выбрать из них)

25 января 2024 года DOXA признали «нежелательной организацией».

Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.

Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.

«Смольный без границ», независимый образовательный проект, который создали бывшие преподаватель:ницы факультета свободных искусств СПбГУ, открыл прием заявок на бесплатные весенние курсы. Податься можно на сайте проекта до 22 января (прием заявок продлили). Рассказываем, как будет устроен семестр. А чтобы вам было легче выбрать курс, представляем подборку книг, которые рекомендуют сами преподаватель:ницы.

Что за «Смольный без границ»?

Программа бесплатных онлайн-курсов университетского уровня, которые читаются как на русском, так и на английском языках. По прохождении курса можно получить кредитыАктуально для тех, кто параллельно учится в учебном заведении. Это значит, что ваша финальная оценка и сам факт прохождения курса может быть вписан в транскрипт того вуза, где вы учитесь. американского Bard CollegeПризнан нежелательной организацией в России..

В этот раз студент:кам доступны 20 курсов на самые разные темы — от литературы и математики до психологии и программирования. Из них 12 курсов длительностью в семестр бакалаврского уровня, два курса на уровне магистратуры и пять мини-курсов продолжительностью от одного до двух месяцев.

Выбираем курс по понравившейся книге

Мы попросили преподаватель:ниц «Смольного без границ» порекомендовать потенциальным студент:кам по одному тексту, который так или иначе связан с их курсами. Для удобной навигации по этому списку: тексты ниже указаны в порядке их расположения в статье, чтобы вы сразу смогли долистать до тех книг, которые больше заинтересовали вас.

Список книг
  1. Жак Ле Гофф, «Интеллектуалы в Средние века»
  2. Евгений Вигнер, «Непостижимая эффективность математики в естественных науках»
  3. Артур Эли Монро, «Ранняя экономическая мысль. Отрывки из экономической литературы до Адама Смита»
  4. Антуан Компаньон, «Лето с Бодлером»
  5. Свен Нурдквист, «Именинный пирог»
  6. Джил Лепор, «Нью-Йоркский пожар: свобода, рабство и заговор на Манхеттене XVIII века»
  7. Платон, «Государство»
  8. Чарльз Кловер, «Черный ветер, белый снег»
  9. Дэвид Хоффманн «Взращивание масс: Модерное государство и советский социализм, 1914–1939»
  10. Крейг Гингрич-Филбрук, «Семейные ценности автоэтнографии: легкий доступ к принудительному опыту»
  11. Сборник статей ЛЕФа «Литература факта»
  12. Чарльз Петцольд, «Код: Скрытый язык аппаратного и программного обеспечения компьютера»
  13. Рене Жирар, «Завершить Клаузевица»
  14. James Bridle, Ways of Being. Animal, Plants, Machines: The Search for a Planetary Intelligence
  15. Дэвид Кинг, «Пропавшие комиссары»
  16. Erica Gottlieb, Dystopian fiction east and west: Universe of terror and trial и Pam B. Cole, Young Adult Literature In The 21st Century
  17. Сборник статей Re-presenting Disability. Activism and Agency in the Museum
  18. Эрнст Гомбрих, «Искусство и иллюзия»

1. Жак Ле Гофф, «Интеллектуалы в Средние века»

Совет Виктора Апрыщенко с курса «Homo Medievalis: человек и культура в Средние века»

Кто такой интеллектуал? Какова генеалогия этого феномена европейской культуры? Я бы сказал, что это одна из самых занимательных работ, посвященных тому, как в недрах христианства с его ограничениями и запретами рождался человек мыслящий. Для Жака Ле Гоффа важно все: и микро-, и макро-контексты; и преемственность, и революционность фигуры интеллектуала; то, как интеллектуалы виделись окружающими, какую задачу они ставили перед собой.

Наконец, Ле Гофф анализирует, как средневековые интеллектуалы, подвергая критике устоявшуюся традицию, вновь запустили машину истории, заложив (если не провозгласив!) идею значимости культурного прогресса. Не обращает ли это и нас сегодня вновь к вопросу о роли образования и интеллектуалов в развитии общества?

2. Евгений Вигнер, «Непостижимая эффективность математики в естественных науках»

Совет Андрея Родина c курса «Как математика получила власть: наука в историческом и философском измерении» (на английском языке)

В этой статье участник Манхэттенского проекта по созданию ядерной бомбы и будущий Нобелевский лауреат по физике Евгений Вигнер ставит вопрос: каким образом получается, что абстрактные математические конструкции и рассуждения, которые выглядят как изощренные человеческие фантазии, вдруг оказываются настолько эффективными для описания физического мира, никаким специальным образом не связанного с человеческими заботами и проблемами?

В рамках курса мы попытаемся наметить некоторые возможные ответы на вопрос Вигнера. В дополнение к статье Вигнера я советую познакомиться с работами замечательной современной исследовательницы иранского происхождения, профессорки университета штата Калифорнии в Сан-Франциско, философки и профессиональной танцовщицы Арезу Ислами. Начать можно со статьи 2017-го года, в которой Арезу предлагает свое оригинальное прочтение вопроса Вигнера.

background imagedonation title
Мы рассказываем про военное вторжение России в Украину, протесты и репрессии. Мы считаем, что сейчас, когда десятки медиа закрылись или перестали освещать войну, доступ к независимой информации важен как никогда.

3. Артур Эли Монро, «Ранняя экономическая мысль. Отрывки из экономической литературы до Адама Смита»

Совет Данилы Раскова с курса «Политическая экономия в ретроспективе»

Политическая экономия понимается в курсе как эпоха от раннего нового времени, с XVI–XVII веков, синонимичная коммерции и интересам государства, до появления современной экономической теории с «маржиналистской революцииМаржиналистская революция — это по сути переход к субъективной оценке полезности в экономики. Благодаря ней, в экономике появились понятия выгоды, издержек и предельной полезности.» 1870-х годов. «Ранняя экономическая мысль» Артура Эли Монро позволяет изучить археологию базовых концептов экономической и политической теории, таких как государство, суверенитет, гражданин, деньги, доход, ценность, интерес.

4. Антуан Компаньон, «Лето с Бодлером»; «Лето с Прустом»

Советы от Ларисы Муравьевой с курса «Французский модернизм»

Принято начинать разговор о французском модернизме с Бодлера, а одно из самых благодатных начал — это цикл мини-лекций французского литературоведа Антуана Компаньона «Лето с Бодлером», изданный в виде книги и переведенный на русский язык издательством Ad Marginem. Несмотря на то, что лето не было излюбленным временем года французского поэта, в цикле бесед содержится множество полезных наблюдений об отношениях Бодлера со временем и с «духом современности», о его презрении к индустриальному миру с новшествами в виде газет, фотографий, электричества и газового освещения, о том, почему печаль — это признак Прекрасного и как Бодлер мог быть одновременно модернистом и анти-модернистом.

Продолжить подготовку к курсу можно чтением иной книги из «летней серии», посвященной на этот раз Прусту. «Лето с Прустом» — это возможность совершить путешествие по семитомному роману французского модерниста через его магистральные темы в компании писателей и философов (среди которых все тот же Антуан Компаньон, Жан-Ив Тадье, Юлия Кристева). Среди рассматриваемых тем: время и пространство романа, ключевые персонажи эпопеи, светский мир писателя, проблема воображаемого, отношения с философией и искусством. Курс будет посвящен, наряду с Бодлером и Прустом, основным фигурам, явлениям и тенденциям, повлиявшим на формирование модернистской эстетики во французской литературе.

Шарль Бодлер
Шарль Бодлер

5. Свен Нурдквист, «Именинный пирог»

Совет от Михаила Аллахвердова с курса «Понимание человеческого поведения» (на английском языке)

Если вас интересует тема человеческого поведения, конечно, я могу порекомендовать ставшие бестселлерами книги Даниела Канемана «Думай медленно… Решай быстро» и Роберта Сапольски «Биология добра и зла», но это достаточно очевидный выбор. Поэтому я хочу неожиданно посоветовать книжку для детей о попытке добродушного старичка Петсона и его котенка Финдуса приготовить пирог.

В ней, на мой взгляд, очень просто демонстрируется, почему мы ведем себя тем или иным образом и почему другие могут увидеть в этом признаки совершенно другого и сразу же поставить свой диагноз. В рамках курса мы как раз и будем говорить, обсуждать и спорить, почему так происходит.

6. Джил Лепор, «Нью-Йоркский пожар: свобода, рабство и заговор на Манхеттене XVIII века»

Совет от Виктора Апрыщенко с курса «Качественные методы исследования» (на английском языке, в сотрудничестве с Кэмбриджским университетом)

Как мы изучаем прошлое? Какие вопросы ему задаем? Ведь оно не заговорит до тех пор, пока исследователь не попросит его об этом. В книге Джил Лепор обратилась к событию 1741 года, когда группа африканских рабов была обвинена в том, что, вступив в заговор, они собирались поджечь Нью-Йорк. Все 34 обвиняемых были обезглавлены или сожжены.

Задавая вопросы прошлому, Лепор предлагает три нарратива: в первой истории она рассматривает, насколько изменчивым и сложным явлением было городское рабство в Северной Америке XVIII века; во второй — вопрос о жестокости рабов, то есть рассматривает рабство изнутри; и в третьей — насколько частыми были городские пожары. Тем самым она погружает читателя в прошлое, которое предстает в виде объемного и многомерного изображения.

7. Платон, «Государство»

Совет от Tomаса Бартчерера с курса «Дает ли сила право? Древние взгляды на вечную дилемму» (на английском языке)

Моя рекомендация до смешного неоригинальна. Прочтите «Государство» Платона. Если вы уже читали, перечитайте. Если вы еще не прочитали ее, я завидую вашему приключению. В диалоге Платон просит Сократа рассказать, как он обсуждал идею справедливости с различными амбициозными молодыми афинянами. Один из этих людей, отъявленный негодяй по имени Фрасимах, заявляет, что справедливость — это «преимущество более сильного». Другими словами, он предлагает одну из версий утверждения: «сила делает правым», которое появляется в самых разнообразных формах в различных текстах и контекстах, которые этот курс пытается исследовать.

8. Чарльз Кловер, «Черный ветер, белый снег»

Совет от Ильи Венявкина с курса «Путинизм как идеология» (на английском языке)

Кажется, что в последний год остается все меньше сомнений в том, что в современной России есть государственная идеология. С ней теперь можно столкнуться не только в выступлениях президента и эфирах телепропагандистов, но и в ютуб-хитах и школьных учебниках. При этом книг на русском языке про то, как вызревали разные элементы этой идеологии, пока поразительно мало. «Черный ветер, белый снег» американского журналиста Чарльза Кловера — одна из них.

Написанная в 2016 году книга может служить как самый базовый путеводитель по одному из направлений идеологической мысли, без которого тяжело понять логику, стоящую за российским вторжением в Украину.

9. Дэвид Хоффманн «Взращивание масс: Модерное государство и советский социализм, 1914–1939»

Совет от Алексея Гилева с курса «Советские истоки современной России»

В политической жизни современной России бросается в глаза стремление власти сохранить и навязать нормы поведения и вернуть практики управления, характерные для советского прошлого страны. Если присмотреться, окажется, что многие из этих ценностей и практик берут начало в конкретном историческом периоде предвоенного сталинского СССР.

Дэвид Хоффманн рассказывает о содержании и контексте советской государственной политики в отношении граждан — внимании к рождению детей и их «правильному» воспитанию, политическом надзоре за населением и репрессиях в отношении «ненадежных» групп, специфическом милитаристском фокусе в социальной политике и здравоохранении.

10. Крейг Гингрич-Филбрук, «Семейные ценности автоэтнографии: легкий доступ к принудительному опыту»

Совет от Марии Годованной с курса «Дневниковый фильм, авто\этнография и поэтическое кино» (на английском языке)

В этом тексте Гингрич-Филбрук подробно рассматривает эстетические и эпистемические возможности автоэтнографии — исследовательского метода, который использует личный опыт исследователь:ниц («авто») для изучения, описания и представления возможных интерпретаций («графия») культурных текстов, опыта, верований и практик («этно»).

В течении нашего весеннего курса мы попытаемся понять, как переработанная автоэтнография может стать методом и формой выражения для совместного создания коллективного воображения, соединяющего точки между личным, политическим, социальным и художественным, и как это может реализоваться в поэтическом дневниковом фильме, вместе с ним и через него.

11. Сборник статей ЛЕФа «Литература факта»

Совет от Ильи Калинина с курса «Современные культурные и литературные теории: проблематизация культурных канонов, деколонизация культурных периферий»

В 1929 году в Москве вышел сборник статей «работников Левого фронта искусств» «Литература факта». Его авторы (Виктор Шкловский, Сергей Третьяков, Осип Брик и многие другие теоретики и практики революционного авангарда) предъявили программу культурного строительства, субъектом которого должны были стать прежде депривированные и отчужденные от культурного производства социальные группы (рабочие, крестьяне, представители народов, населявших окраины бывшей Российской империи).

При этом приобщение к этому производству рассматривалось лефовцами не через процедуры усвоения языка высокой культуры старого режима, а через переработку собственного коллективного опыта этих групп и утверждение их собственной субъектности. На наших занятиях мы будем обращаться к их работам и тому эмансипаторному потенциалу, который в них содержится.

Виктор Шкловский
Виктор Шкловский

12. Чарльз Петцольд, «Код: Скрытый язык аппаратного и программного обеспечения компьютера»

Совет от Ивана Юфрякова с курса «Python и обработка данных для гуманитарных наук» (на английском языке)

Если вас интересует, как работают компьютеры, но технические детали кажутся вам сложными, то книга Чарльза Петцольда — это то, что вам нужно. Мне нравится, как Петцольд превращает сложные концепции компьютерных наук в истории, близкие каждому. Он начинает с того, как морзянка передает сообщения по проводам, и постепенно переходит к работе компьютера. Это как будто ваш друг, который умеет хорошо объяснять, проводит вас по миру цифровых технологий. Эта книга — не просто чтение — это приключение в самое сердце компьютерных технологий, идеально подходит для всех, кто стремится понять магию за экраном.

13. Рене Жирар, «Завершить Клаузевица»

Совет от Артемия Магуна с курса «Философия войны и мира» (на английском языке)

В этом курсе мы будем читать много книг об особенностях современной войны. Война сегодня потеряла свою легитимность как способ разрешения международных конфликтов, что придает ей зачастую радикальный и варварский характер. Однако в этой краткой заметке я хочу выделить работу, которая имеет противоположную направленность: одну из последних книг франко-американского философа Рене Жирара. В согласии с его общей философией, Жирар высказывается в пользу вечной человеческой тенденции к войне. Она проистекает из человеческой идентификации друг с другом — миметических отношений чистой, радикальной враждебности против кого-то слишком близкого и слишком похожего.

В отличие от традиционных политических интерпретаций КлаузевицаКарл фон Клаузевиц — прусский военачальник и автор сочинения «О войне». — самого известного немецкого теоретика войны, Жирар в основном сосредотачивается на его понятии «абсолютной войны» — фатальной стихии, которая неизбежно проявляется там, где теряются артикуляции и различия человеческой культуры.

14. James Bridle, Ways of Being. Animal, Plants, Machines: The Search for a Planetary Intelligence

Совет от Натальи Федоровой с курса «Машины не-войны» (на английском языке)

«Способы бытия» — это книга, в которой интеллект определяется как свойство взаимосвязи, существующее между вещами, и, таким образом, является свойством в равной степени животных, растений и машин. Как исследователь инфраструктур, лежащих в основе современной жизни, Бридл определяет современную форму ИИИскусственный интеллект. как порождение корпоративной культуры, «стремящейся к прибыли, добывающей».

Он убежден, что, если понять и применить другие формы сознания, мы придем к экологии технологии. Если технология будет основываться на принципах другой формы сознания, уверен Бридл, то у планеты может быть шанс на другое, отличное от апокалиптического сценария, будущее.

15. Дэвид Кинг, «Пропавшие комиссары»

Совет от Дениса Скопина с курса «Политическая история документальной фотографии в России» (на английском языке)

Я советую почитать, а вернее полистать фотоальбом Дэвида Кинга — это британский графический дизайнер, фотограф и коллекционер фотографии, который в 1970–80 годы жил и работал в Москве. Убежденный троцкист, Кинг попытался разыскать фотодокументы о жизни Троцкого на его родине. Каково же было его удивление, когда он не обнаружил ровным счетом ничего. Любое упоминание о Троцком — том, кого Кинг считал истинным творцом революции, — было просто вычеркнуто из истории.

В «Пропавших комиссарах» мы находим исключительные с точки зрения исторического интереса фотографии. Большинство из них было отредактировано, чтобы убрать тех, кто был объявлен «врагом народа». Лица закрашивались черной тушью, соскабливались, вырезались. На занятиях мы обсудим, какую стратегию выбирает Кинг для деконструкции визуальных нарративов сталинского режима, а также вопрос о том, существует ли фотографическая истина, которую Кинг противопоставляет «фотографической лжи» сталинской диктатуры.

«Пропавшие комиссары»
«Пропавшие комиссары»

16. Erica Gottlieb, Dystopian fiction east and west: Universe of terror and trial и Pam B. Cole, Young Adult Literature In The 21st Century

Советы от Дмитрия Быкова с курсов «Антиутопия: история, поэтика, прагматика» и «Подростковая литература как вызов»

В обеих книгах содержатся три главных открытия:

1. XXI век предлагает вызовы совершенно иной природы, нежели те, к которым нас приготовил ХХ. Ни для подростков, ни для озабоченных будущим тревожно-мнительных читателей писать по-прежнему нельзя.

2. Мы находимся на пороге не столько социального, сколько антропологического разлома (сравнимого, кстати, именно с переходным возрастом).

3. Традиционная композиция и стилистика остались в прошлом — массовая литература начинает осваивать авангардное письмо.

17. Сборник статей Re-presenting Disability. Activism and Agency in the Museum

Совет от Веры Шенгелии с лабораторий «Права людей с инвалидностью: независимость, самоадвокация, поддержка сообщества» и «Репрезентация инвалидности в культурных учреждениях»

Для всех, кто интересуется новым, справедливым и открытым музеем, этот сборник станет классной возможностью познакомиться с разными кейсами и активисткой оптикой. А для тех, кто интересуется правами людей с инвалидностью или работает в этой сфере, текст поможет посмотреть на то, как современный музей может быть важным игроком в выстраивании независимой жизни в обществе для человека с инвалидностью, как музей может быть не изолирующей институцией, а, наоборот, проводником к правам человека с инвалидностью — праву на полноценное участие в культуре, праву быть увиденным и услышанным.

17. Эрнст Гомбрих, «Искусство и иллюзия»

Совет от Марии Чернышевой с курса «Искусство и мысль Ренессанса: Мимесис в художественной практике и теории»

Книга «Искусство и иллюзия» — самая известная монография Эрнста Гомбриха, одного из крупнейших представителей искусствознания. В ней он рассматривает широкий изобразительный материал далеко не только из ренессансного и вообще элитарного искусства, но также из популярной и массовой визуальной культуры. Гомбрих размышляет о том, как в разные эпохи художники и зрители изобретали правдоподобные образы реальности. Сразу же после своего выхода эта книга привлекла к себе большое внимание научного сообщества и вызвала различные интерпретации. Были те, кто воспринял ее как апологию реализма в искусстве. Были те, кто понял ее, наоборот, как демонстрацию того, что реализм не существует. Это образец соединения самого высокого интеллектуализма, колоссальной эрудиции и строгой научности с ясностью и занимательностью повествования. Помимо объяснений того, как возникает и развивается искусство, каковы его отношения с реальностью, мы найдем там веселые пассажи, например, о носороге, словно закованном в латы, на гравюре Альбрехта Дюрера и об ушастом ките на гравюре с работы Хендрика Гольциуса.