Изображение-«Пиноккио» Гильермо дель Торо

«Пиноккио» Гильермо дель Торо

Оскароносный фильм о героическом непослушании

25 января 2024 года DOXA признали «нежелательной организацией».

Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.

Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.

  1. Классическая история на новый лад

    Гильермо дель Торо перенес классический сюжет «Пиноккио» из Италии конца 19-го века в эпоху расцвета итальянского фашизма. В интерпретации мексиканского режиссера история деревянного мальчика стала антивоенной притчей, в которой «непослушание — это добродетель», как говорит сам Дель Торо.

  2. Кто написал «Пиноккио» и зачем?

    В оригинальной сказке «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы», написанной Карлом Коллоди в 1883 году, тоже были заложены политические идеи автора.

    Карло Коллоди
    Карло Коллоди

    Коллоди, ветеран двух итальянских войн за независимость, был ярким критиком монархического режима, установившегося в Италии после ее объединения в 1870-м году.

  3. Какая мораль была у Коллоди?

    Журналистка The Atlantic Анна Момильяно пишет, что «Приключения Пиноккио» воспринимали одновременно и как антибуржуазную критику, и как историю о «принятии компромиссов, которые сопутствуют государственному строительству».

    В конце повести Пиноккио принимает правила взрослого мира: нужно работать и вести себя хорошо. «Мы можем прочитать историю Пиноккио как признание побежденного идеалиста в том, что его видение провалилось», — пишет Момильяно.

    Но в фильме Гильермо дель Торо все по-другому.

  4. Пиноккио как персонаж-символ

    Однажды, выпивая с Дель Торо, писатель Габриэль Гарсия Маркес сказал, что Пиноккио (а также Тарзан, Шерлок Холмс и другие) — это персонаж-символ, историю которого можно интерпретировать как угодно.

    Режиссер воспользовался советом: в его фильме Пиноккио не нужно меняться. Непослушание оказывается самой верной тактикой в эпоху, когда взрослые помешались на насилии и войне.

  5. Отцы и дети

    «Фашизм — это своего рода одержимость отцовской фигурой, очень агрессивной отцовской фигурой», — говорит Гильермо дель Торо.

    В «Пиноккио» тема отношений отцов и детей тесно вплетена в историю становления фашизма. В такой перспективе ребенок, который решается пойти против родителя, из нарушителя превращается в героя.

  6. Добродетельное неповиновение

    Гильермо дель Торо развивает идею о добродетельном неповиновении, показывая ужасы, к которым приводит война. Ее трагические последствия проявляются в самых мелких деталях.

    «Посчитайте, сколько ног у собак в фильме. Эти второстепенные герои, лишившиеся частей тела, напоминают зрителю, к чему приводит война», — рассказывает режиссер.

  7. Пиноккио в России?

    Хоть фильм и рассказывает об Италии первой половины прошлого века, заложенные в нем идеи не менее актуальны и сейчас.

    Людям с опытом жизни в России идея «добродетельного неповиновения» особенно близка. Иногда наступают времена, когда взрослых лучше не слушаться.

  • 1. Классическая история на новый лад
  • 2. Кто написал «Пиноккио» и зачем?
  • 3. Какая мораль была у Коллоди?
  • 4. Пиноккио как персонаж-символ
  • 5. Отцы и дети
  • 6. Добродетельное неповиновение
  • 7. Пиноккио в России?