Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Проведенная Азербайджаном «антитеррористическая операция» заставила капитулировать и самораспуститься непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику, населенную армян_ками. Почти все ее население покинуло свои дома, опасаясь преследований, и бежало в Армению. По данным ООН, в Нагорном Карабахе осталось от 50 до 1000 армян_ок. Азербайджан при этом призывает население вернуться и обещает карабахским армян_кам «реинтеграцию» и равные права с остальными житель_ницами страны. Баку утверждает, что на территории страны живет множество этнических групп, права которых соблюдаются. Однако это совсем не так. Разбираемся, как представитель_ницы разных этничностей живут в Азербайджане, почему этнические активист_ки в этой стране подвергаются огромным рискам и какую роль армянофобия играет в современном Азербайджане.
Примерное время чтения этого текста — 12 минут. Он состоит из 4 глав.
- В первых двух мы рассказываем о дискриминации и ассимиляции этнических групп.
- Третья глава — о сепаратистских движениях и репрессиях против этнических актвисто_к.
- В четвертой главе — о том, что ждет карабахских армян_ок, согласившихся на «реинтеграцию».
Согласно переписи населения 2019-го года, 96% жителей Азербайджана — этнические азербайджанцы, остальные же 4% — представители других этнических групп
Власти Азербайджана утверждают, что в стране осуществляется политика мультикультурализма, подразумевающая охрану
В резолюции Европарламента, принятой в марте 2023 года, говорилось о невыполнении Азербайджаном обязательств по защите прав этнических групп. В частности, от политики азербайджанских властей страдают лезгины
Саид (имя изменено), лезгин и этнический активист, рассказывает, что его народ с советских времен и по сей день подвергается ассимиляции и он тому яркое подтверждение.
«Во всех официальных документах, где присутствует графа “национальность”, я записан как азербайджанец, как и остальные члены моей семьи. Позже я узнал, что никакие мы не азербайджанцы, а ассимилированные лезгины», — рассказывает Саид.
Его дед записал
Сегодня проблем с тем, чтобы поступить в вузы Азербайджана, нет, но существуют другие проявления дискриминации. Так, аварцы
Согласно данным переписи, количество лезгин за последние десять лет уменьшилось, а количество этнических азербайджанцев выросло
Активисты полагают, что азербайджанские власти делают это специально, чтобы уменьшить значимость коренных народов в глазах общественности.
«Вроде тоже азербайджанцы, но со смешным языком»: как в Азербайджане стирается культура коренных народов
«В средней школе один из преподавателей, узнав, что я лезгин, пытался доказать мне, что в первую очередь я азербайджанец. Когда я повторил, что я лезгин, он разозлился и спросил, что я в таком случае “делаю на исконно азербайджанской земле” и почему “не валю к себе в Дагестан?», — говорит Саид. Активист объясняет, что в Азербайджане не принято уделять внимание коренным народам. Если про них и говорят, то либо в негативном
Причем сохранением этих «смешных» языков в Азербайджане почти не занимаются. Так, Совет Европы и Европарламент регулярно призывают азербайджанские власти позволить коренным жителям изучать свои языки и получать полноценное образование на них. Но пока учиться на родных языках могут только грузины и русские. Лезгинский же, талышский и другие языки преподаются по два часа в неделю и, как правило, в начальных классах.
Неолиберальная логика на стороне русского
Что не так с языковой политикой в России и кто поддерживает нерусские языки?
«Этого слишком мало для качественного преподавания родного языка. Но и это есть далеко не во всех населенных пунктах, где проживают лезгины», — объясняет Саид.
Азербайджанский социолог Сергей Румянцев говорит, что разработать полный курс для школы от первого до последнего класса на каком-либо языке будет сложно и это потребует огромных ресурсов.
«Языки часто остаются “домашними”: они используются в повседневной жизни в семьях, и многие считают, что этого достаточно. А языками работы и карьеры остаются азербайджанский, английский и русский», — утверждает Румянцев.
Впрочем, не только языки коренных жителей подвергаются в Азербайджане забвению, но и культура. Гасан Алиев (имя изменено), талышский активист, живущий в Азербайджане, рассказывает, что власти фактически запрещают упоминать название его народа.
«Регион, где компактно проживают талыши, называют исключительно “южным”, а самих талышей — южанами. Даже кухню репрезентуют как “южную”. А наш фольклор в эфирах телеканалов представлен только хоровым пением бабушек, которые зачастую исполняют народные песни на азербайджанском языке», — рассказывает активист.
По его словам, в Азербайджане регулярно меняют названия топонимов и населенных пунктов, где живут талыши, на тюркизированные
А главный редактор талышской газеты «Толышон садо»
При этом коренные народы в Азербайджане выходят на передний план, когда их можно использовать для продвижения пропагандистского идеологического дискурса о мультикультурализме в стране и толерантности азербайджанцев — считает социолог Сергей Румянцев: «Многообразие служит легитимации правящего режима, мол, смотрите, какие мы замечательные, у нас никого не дискриминируют».
«Меня отпустили, пригрозив, что в следующий раз убьют»: как азербайджанские силовики преследуют этнических активистов
Попытки представителей коренных народов защищать свои права и участвовать в политической жизни страны оборачиваются репрессиями. Ряд независимых правозащитных организаций, таких как Human Rights Watch, Amnesty International, Freedom House, неоднократно критиковали правительство Азербайджана из-за систематических нарушений прав человека, преследование критиков власти, независимых СМИ и запрет демонстраций, а политическую систему, правящую в стране, определяют как авторитарную. При этом этнических активистов силовики преследуют с особой жестокостью и рвением.
Начались преследования еще в начале 1990-х, когда лезгинское народное движение «Садвал»
Похожая история произошла с талышами. В 1993 году часть талышей пыталась провозгласить Талыш-Муганскую Автономную Республику в составе Азербайджана. Баку послал войска и ликвидировал автономию, а ее создатели были арестованы и приговорены к тюремным срокам.
Талышский активист, журналист и публицист Рагим Шалиев, освещающий проблемы прав человека и конфликта в Нагорном Карабахе, утверждает, что в последующие годы репрессии против представителей коренных народов продолжились, и рассказывает, что он сам оказался жертвой силовиков.
«Однажды меня арестовали и жестоко пытали, из-за чего у меня деформирована левая ключица, искривлены четыре пальца правой руки, серьезно повреждены колено и нога. Силовики грозились дать мне два года тюрьмы. Мой арест вызвал резонанс в Азербайджане и за его пределами. Из-за этого, а также из-за того, что у меня ухудшилось состояние здоровья, меня отпустили, но пригрозили, что в следующий раз убьют», — говорит Шалиев.
Активист воспринял угрозы всерьез и решил уехать в Грузию. Но и там его нашли азербайджанские силовики. По словам Шалиева, с ним встретились сотрудники спецслужб и предложили сотрудничество с властями, а услышав отказ, стали угрожать убить или похитить, как журналиста Афгана Мухтарлы
По словам журналиста, власти воспринимают этнических активистов как угрозу и поэтому подвергают их репрессиям. При этом активисты в основном занимаются изучением и преподаванием родного языка, выпускают на нем книги. Но как только такие инициативы со стороны талышей приобретают популярность, власти Азербайджана начинают преследовать активистов.
«Они убивают наших ученых, таких как Новрузали Мамедов и Фахраддин Аббасов», — говорит Шалиев.
Шалиев добавляет, что репрессии по отношению к этническим активистам усугубляются тем, что про них практически никто не говорит: «К сожалению, многие правозащитники и журналисты в Азербайджане чаще всего освещают факты нарушений прав этнических азербайджанцев и создают впечатление, будто талышей и других народов в стране нет. Когда арестовывают азербайджанских активистов, это сопровождается резонансом, но когда это происходит с нами — тишина».
Этнический активист Саид добавляет, что те, кто обычно выступает с критикой репрессий в Азербайджане, могут даже поддерживать преследования активистов коренных народов.
«У этнического лезгина или талыша, критикующего режим не от лица безликого “азербайджанства”, а с позиций собственной идентичности, через призму своих проблем, шансы оказаться за решеткой будут во много раз выше, чем у какого-нибудь азербайджанского оппозиционера, который говорит, что якобы все страдают одинаково. И уж точно у него будет больше шансов “внезапно умереть в тюрьме”», — подытоживает Саид.
«Идеология в Азербайджане основана на армянофобии»: что ждет Карабахских армян в Азербайджане
После «антитеррористической операции» Азербайджана и роспуска непризнанной Нагорно-Карабахской Республики больше сотни тысяч армян покинули свои дома в попытке сбежать от азербайджанских властей. Большинство из них опасалось преследований на почве армянофобии, которая вот уже несколько десятилетий царит в Азербайджане.
«Дайте дорогу. У меня мама в машине умерла»
Семья Иды выехала из Нагорного Карабаха — вот как прошли их 48 часов в дороге
За годы Карабахского конфликта азербайджанские власти построили мощную пропагандистскую машину, дегуманизирующую армян. Пропаганда начинает свое действие с детских садов и школ и продолжается в течение всей жизни благодаря контролю над СМИ. Армян представляют историческими врагами Азербайджана и коварными предателями. Результат этой пропаганды можно увидеть в видеороликах азербайджанских пранкеров: даже разговор на армянском в публичном месте в Баку может привести к физическому насилию.
Доверия к Баку не добавляет и то, что военные преступления, которые азербайджанские солдаты совершали по отношению к армянским мирным жителям и пленным, не были расследованы. А церкви и другие культурные и религиозные объекты на территории Азербайджана, признанные во всем мире частью армянского культурного наследия, властями объявлены наследием Кавказской Албании
«Государственная идеология в Азербайджане основана на армянофобии, и поэтому страх армян жить в таком государстве понятен, особенно после того, как Баку использовал блокаду и войну как метод решения конфликта, вместо диалога, — говорит исследователь процессов на Кавказе Бахруз Самедов. — Отношение к армянам будет меняться только при изменении государственной политики и отказа от националистической идеологии и пропаганды».
Бахруз Самедов добавляет, что никакой четкой политики по вопросу «реинтеграции» карабахских армян нет и пока на это надеяться не стоит: «Если останется всего тысяча армян, то, при международном давлении, им, вероятно, будут предоставлены какие-то права: их могут допустить до низших должностей в муниципалитете, могут позволить учиться на своем языке, но не более того».
«Арцах окончательно попал под контроль Азербайджана. Смысла в союзе с Россией больше нет»
Политолог из Армении — о капитуляции Арцаха и ее последствиях для всех
О желании интегрировать армян Карабаха власти Азербайджана заявляли еще после войны 2020-го года